Нужно ли повышать зарплату сотрудникам?

Как правило, организации и индивидуальные предприниматели принимают сотрудников на определенную работу и закладывают заработную плату и взносы в страховые фонды в свои расходы на весь период действия трудовых отношений. В таких случаях реальное повышение оплаты труда возможно только, если работодатель производить повышение сотрудника в должности. Правомерно ли вообще не повышать сотруднику зарплату?

1.В соответствии со ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц.

Если есть региональное соглашение об установлении минимальной заработной платы в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, но им установлена минимальная зарплата меньше 12 130 руб., то все равно необходимо платить заработную плату в размере 12 130 рублей в месяц.

Если региональным соглашением об установлении минимальной заработной платы в конкретном субъекте РФ минимальная заработная плата больше 12 130 рублей, то необходимо выплачивать сотруднику указанную в данном соглашении сумму.

Например, в Калининградской области с 1 января 2020 минимальный размер оплаты труда должен быть не менее 13000 рублей, в Московской области — 15000 рублей, в Москве — 20195 рублей, в Санкт-Петербурге — 19000 рублей (при этом тарифная ставка (оклад) рабочего 1-го разряда, оклад (должностной оклад) работника не должны быть менее 14300 рублей).

Следовательно, каждый работодатель должен следить за установлением минимального уровня заработной платы в регионе и при необходимости её увеличивать.

Работодатель может отказаться от установленного минимального уровня оплаты труда в регионе. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Участие обязательно для всех сторон. А также копии письменных отказов направляются в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

2. Предусмотрена обязанность работодателя в соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы, включающее индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

3. Работодатель как налоговый агент обязан своевременно подавать расчеты по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ. В них отражаются сведения по всем лицам в обобщенном виде и по каждому отдельно, которые получили вознаграждение.

Федеральная налоговая служба РФ проверяет корректность заполнения, а также в соответствии с Письмом ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/3852@ (ред. от 17.01.2020) «О направлении Контрольных соотношений» в том числе:

  • с МРОТ (средняя заработная плата > = МРОТ Средняя заработная плата определяется по каждому работнику и если средняя заработная плата < МРОТ, то возможно занижена сумма налоговой базы)
  • со Средней зарплатой по соответствующей отрасли в субъекте РФ (если средняя заработная плата > МРОТ, но средняя заработная плата < средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по соответствующей отрасли экономики за предыдущий налоговый период (календарный год), то возможно занижена сумма налоговой базы)

В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ ФНС вправе направить сообщение налоговому агенту/работодателю о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений НА установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, рассмотреть вопрос о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы.

Для отчета РСВ также внесли аналогичную правку: среднюю региональную зарплату необходимо сравнивать со средней выплатой в целом по плательщику страховых взносов, а размер заработной платы за месяц нужно определять исходя из общей суммы таких выплат с начала года, а не с начала отчетного периода (основание Письмо ФНС России от 17.01.2020 N БС-4-11/529@).

актуально на 06.02.2020